«Моя поэзия – урок!» ( Эссе на педагогическую тему, в работе использованы авторские стихотворения.)
1.
Предлагаю Вам вместе со мной заглянуть в одну старую тетрадку… В толстой, изрядно потрепанной тетради можно найти многое: песни известных композиторов, мысли великих людей, стихи, рисунки, вырезки из газет… Такие «копилки» наверняка есть у каждого учителя с приличным стажем работы. Туда записывается, вклеивается все, что представляет хотя бы малейший интерес. А вдруг когда-нибудь пригодится?! Открываю первую страницу: вклеен пожелтевший от времени тетрадный лист, где рукой моей мамы написаны следующие строчки:
Прилетели к нам грачи, А за ними и скворцы, Значит, это не зима, А пришла уже весна. Будем мы плясать и петь И весну встречать, А проказницу зиму Будем провожать.
И пусть рифма далеко не совершенна, и кое-где ударение не совпадает с нормой, зато это первые стихи пятилетней девочки, которая просто играла в рифму, по-детски складывая в четверостишия все, что привлекало ее внимание.
2.
Эта детская моя забава со временем переросла в большую любовь к поэзии. Я влюблена в Пушкина, восхищаюсь поэзией Ахматовой и просто изумляюсь, как сказочно красиво, поэтично звучат слова великого мастера слова К.Паустовского:
«Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже,- все это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» - повесть, роман или поэму».
3.
Для меня урок литературы - это моя «золотая роза». Я люблю создавать свои уроки, сочинять литературно-музыкальные композиции, соединяя воедино все виды искусства: музыку, поэзию, живопись, иногда даже и танец. Мой принцип: нам нужно все, что обогащает внутренний мир человека, ибо «…подобно тому, как золотая роза предназначалась для счастья, так и наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли,… широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце». ( К.Паустовский ) Мои воспитанники, обучающиеся Профессионального лицея №62 города Балаково,- будущие речники, штурманы и капитаны. Их профессионализм, мужество и закалка – это частица моей души, отданная им на уроке.
Победители областного конкурса чтецов - 2009г. ( Участники литературной студии "Слово"при ПЛ№62 г. Балаково , руководитель М.В.Копытова )
4.
Мои мальчишки – народ особый: сложный переходный возраст, да и жизнь многих не балует. Все они разные, каждый интересен по-своему. Ни любви, ни жалости, ни покровительства они не принимают, а вот понимание им просто необходимо. В них надо верить! Нам нельзя забывать про их души:
Когда кому-то не везет, Один смиренно «крест» несет, Другой, судьбу кляня, на небеса пожалится.
Когда случается упасть, Достойный упадет, как мяч, Ничтожный комом глины свалится.
Когда переживают взлет, Бесспорно, кто-то упадет, Так в жизни, к сожалению, случается.
Когда наступит полоса Черней вороньего крыла, Ты верь: она всегда кончается.
Коль суждено кому постичь, Что значит: «быть или не быть», Ему придется разрешить Труднейшую задачу: Судьбу достойно принимать Иль суетливо поджидать Неверную удачу. («Уроки жизни».Авторское)
Сегодня, в век электроники и атома, в век компьютеризации, я считаю, встает как первоочередная проблема душевной теплоты, ибо черствость души – самая страшная болезнь на свете. И кто знает, может быть, живой, красивый, искренний урок литературы - это спасение от бездушия. И к утверждению Салтыкова-Щедрина, что «литература изъята из законов тления, она не признает смерти», хочется добавить: не терпит равнодушных.
Глупцы отдать готовы время порокам, сну и ссорам, А мудрецы, как на Востоке говорят, служить науке и поэзии готовы. Моя поэзия – урок, где Истина, рождаясь в споре, Соединяясь с Красотой, спасти готова мир от безысходности и горя. Ведь мой удел – детей учить: сказать приятное, но не польстить, И щедрым быть, но только лишь с достойным; Уметь любить, страдать, дружить, мечтать И жизни не искать себе спокойной.
( «Моя поэзия-урок».Авторское)
Копытова Марина Владимировна, преподаватель литературы и русского языка высшей квалификационной категории профессионального лицея №62 г.Балаково (2010г.)
|